Актуальность программы родительского университета «Я и мой ребенок» определяется необходимостью обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях встреч с родителями, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получают не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психологическую и педагогическую помощь, поддержку. Особенно востребованной является становление системы непрерывного образования родителей, основанной на потребности родителей эффективно воспитывать ребенка, способствовать его полноценному развитию.
Направленность программы родительского университета «Я и мой ребенок» - социально-психолого-педагогическая.
Программа рассчитана на родителей детей дошкольного возраста, т.к. дошкольный возраст является периодом активного становления личности и социализации ребенка и влияние семьи в этот период безгранично. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит, каким будет ребенок в будущем. Вместе с тем, не существует социальных институтов, готовящих человека к эффективной реализации родительских функций.
Детский сад становится первой организацией воспитания не только ребенка, но и родителей. В детский сад родители приходят с уже сформировавшейся родительской позицией и определенным отношением к ребенку, повлиять на которое довольно сложно.
Родительский университет «Я и мой ребенок» является общественным институтом, объединяющим представителей родительской общественности и педагогических работников МБДОО № 2 «Ромашка» ст. Гиагинской, заинтересованных в укреплении семьи, связи семейного и общественного воспитания.
Цель программы:
психологическая поддержка, повышение уровня психологической и педагогической компетентности родителей в сфере возрастной психологии и педагогики.
Задачи программы:
v ознакомить родителей (законных представителей) с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
v информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
v на основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;
v содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;
v вооружить родителей современными психологическими и педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.
Принципы реализации программы:
O гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
O обеспечение субъектной позиции всех участников психолого-педагогического процесса;
O интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников психолого-педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
O управление взаимодействием детей и родителей;
O единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
O многообразие форм работы с родителями;
O стимулирование родителей к сотрудничеству;
O принцип добровольности;
O принцип конфиденциальности.